Главная / Пенсия / Оформление пенсии по возрасту в 2024 году: процедура, необходимые документы

Как оформить пенсию по возрасту?

5565
Последние изменения: январь, 2024 года

Оформление пенсии по возрасту сопровождается соблюдением заявительного порядка обращения в момент, когда у претендента возникает право на таковую – при достижении возрастного порога и соответствия законодательно установленным критериям.

Законодательный регламент и особенности расчета пенсии

Законодательный регламент и особенности расчета пенсииНесостоятельность бюджетов ПФР и увеличение количества пенсионеров неминуемо наталкивало государственный аппарат на необходимость принятия мер в области пенсионного содержания. Так, за неполные тридцать лет в указанной сфере было организовано три подхода с новеллами.

Пенсионеры, желающие в текущем году оформить содержание по старости должны понимать, что их выплаты попали под три периода:

  • До 2002 года;
  • С 2002 по 2014 года;
  • С 2015 года по настоящее время.

Расчет и назначение государственного обеспечения по старости ныне происходит в соответствии с законодательным актом «о страховых пенсиях» и подразумевает следующие нюансы на практике:

  1. Объем содержания зависит от нескольких факторов, среди которых основополагающими выступают длительность уплаты и величина страховых взносов;
  2. Средства, перечисленные во внебюджетный фонд за весь трудовой период, с 2015 года преобразуют в коэффициенты (баллы);
  3. Случаются обстоятельства, когда ПФР не располагает полными или достоверными данными по трудовой деятельности, осуществляемой гражданином до 2002 года, в связи с чем последний может столкнуться с проблемами подтверждения таковой и предоставления фонду соответствующих документов;
  4. Оформление содержания по старости происходит после возникновения права на него, путем соблюдения заявительного порядка.

Основания возникновения правомочия на пенсию по возрасту

Правила таковы, что предоставление государственного содержания (страховой пенсии) положено не каждому, а лишь тем, кто отвечает законодательным условиям, в частности:

  • Достигнут возрастной порог;
  • Имеется необходимый минимум специальных баллов;
  • Соблюдено условие о минимуме по стажу;
  • В пользу кандидата совершались периодические отчисления страховых взносов его работодателем/нанимателем или он самостоятельно их уплачивал, будучи ИП.

Важно принять к сведению, что с каждым годом минимумы по стажу и количеству баллов увеличиваются и продлится это вплоть до 2025 года до установления максимальных порогов в:

  1. 30 баллов;
  2. 15 лет стажа.

По состоянию на текущий год, чтобы у гражданина возникло правомочие на страховую пенсию ему потребуется соответствовать таким параметрам:

  • Стаж – от 9 лет;
  • Количество баллов – от 13,8 единиц.

В случае несоответствия вышеуказанным минимумам у кандидата появляется две альтернативы:

  1. Продолжить трудовую деятельность и «наработать» недостающие единицы/показатели;
  2. Воспользоваться правом на социальную пенсию (порядка 9 тыс. рублей).

Необходимые документы

Необходимые документыДокументы для оформления пенсии по возрасту представляют следующий объем бумаг:

  1. Паспорт претендента;
  2. Заявление по установленному образцу;
  3. СНИЛС;
  4. Военный билет;
  5. Свидетельство, подтверждающее рождение детей или документы об усыновлении, на основании которых можно установить время пребывания в декретном отпуске (поскольку, по желанию, гражданин может произвести замену стажа на баллы);
  6. Документы, свидетельствующие о длительности трудовых периодов:
  • Трудовая книжка;
  • Трудовой договор;
  • Бухгалтерские документы и выписки;
  • Справки о заработках;
  • Выписки из приказов;
  • Гражданско-правовые договоры возмездного характера;
  1. Заявление с указанием предпочтительного способа получения пенсии (на руки, в безналичной форме);

Дополнительно к основному пакету документов, сотрудники ПФР могут запросить:

  1. Подтверждение о наличии иждивенцев;
  2. Акты, указывающие на смену фамилии/имени;
  3. Расчетный счет претендента, куда будут поступать пенсионные средства (при выборе безналичной формы расчетов);
  4. Доверенность на представителя (если интересы претендента представляет третье лицо).

В случае отсутствия какого-либо из документов, ПФР регламентирует срок в три месяца для их повторного представления.

При наличии обстоятельств, позволяющих реализовать право на досрочную пенсию необходимы такие документы, как:

  • Справка от работодателя, подтверждающая работу при опасных и вредных условиях (если уточняющие данные отсутствуют в трудовом или ином договоре);
  • Акт управомоченной комиссии по исследованию условий труда;
  • Документы, указывающие на место нахождения предприятия, где трудился пенсионер (если требуется подтвердить работу в условиях сурового климата).

Оформление пенсии: пошаговая инструкция

Оформление пенсии по традиционному алгоритму представляет собой нижеприведенную пошаговую инструкцию:

  1. Возникновение права на содержание;
  2. Ознакомление с минимальными показателями, которым должен соответствовать претендент;
  3. Предварительный расчет содержания (по желанию кандидата; провести процедуру можно с помощью специального калькулятора или посредством подстановки данных в действующий «пенсионный» алгоритм);
  4. Подготовка необходимых бумаг;
  5. Определение подведомственного территориального отделения внебюджетного фонда (по месту прописки);
  6. Явка в учреждение;
  7. Обращение к компетентному специалисту и предоставлением ему на ознакомление ранее подготовленного пакета документов;
  8. Определение полноты представленных бумаг;
  9. Принятие заявления и документов на обработку и проверку;
  10. Выдача кандидату талона с указанием даты регистрации обращения;
  11. Проверка подлинности представленных кандидатом документов;
  12. Вынесение вердикта;
  13. Ознакомление с решением непосредственного заявителя;
  14. Назначение государственного обеспечения.

Альтернативные способы оформления пенсии

Оформление пенсии по возрасту возможно также и другими способами:

Пенсия через Госуслуги

  • посещение официального портала;
  • создание пенсионером личной учетной записи;
  • подтверждение личности (процедуру можно пройти в отделении почты);
  • выбор вкладки «каталог услуг» и «пенсия, пособия, льготы»;
  • переход по гиперссылке «назначение пенсии»;
  • ознакомление с условиями получения услуги;
  • нажать на поле «получить услугу»;
  • оформление электронного заявления в соответствии с автоматической навигацией сайта;
  • отправка заявления;
  • обратный звонок от представителя ПФР с назначением даты и времени явки в учреждение;
  • подготовка документов-подтверждений на пенсионное содержание;
  • явка в ПФР в обусловленный период и предоставление оригиналов необходимых документов.

На указанном портале претендент на пенсионное обеспечение также может ознакомиться с некоторой полезной информацией, например:

  1. уточнить количество накопленных специальных баллов (аналогичные сведения доступны и в личном кабинете на сайте ПФР);
  2. узнать длительность трудового стажа.

Пенсия через МФЦ

Пенсия через МФЦСфера деятельности МФЦ значительно расширилась с момента начала работы учреждения. Сегодня, чтобы оформить государственное обеспечение, пенсионеры могут обратиться в названный центр.

Процедура оформления пенсии через МФЦ идентична традиционному обращению в ПФР, однако важно понимать, что сотрудники центра полномочны лишь принимать документа, а их рассмотрение также будет осуществлено представителями внебюджетного фонда. То есть, после регистрации заявления и документов в МФЦ, весь объем бумаг будут передан по подведомственности.

Среди основных преимуществ обращения за назначением пенсии через МФЦ можно назвать следующие аргументы:

  • экстерриториальность (пенсионер может обратиться в то отделение, которое территориально ближе к его месту жительства);
  • отсутствие больших очередей ввиду работы нескольких «окон» одновременно;
  • высокая компетентность сотрудников;
  • отсутствие путаницы в очередности граждан, поскольку каждый получает талон;
  • наличие электронной (дистанционной) записи на прием (на официальном ресурсе МФЦ).

Пенсия через сайт ПФР

Официальный портал внебюджетного фонда располагает возможностями по принятию заявлений в электронном варианте, но, чтобы воспользоваться услугой потребуется предварительно создать аккаунт на сайте Госуслуги.

Алгоритм обращения таков:

  1. создание учетной записи на ресурсе Госуслуги;
  2. переход на официальный портал ПФР;
  3. вход в личный кабинет кандидата;
  4. выбор категории «подать заявление о назначении пенсии»;
  5. заполнить электронное заявление, следуя подсказкам системы;
  6. ожидание звонка с назначением даты явки;
  7. личная явка в учреждение;
  8. передача компетентному специалисту всех необходимых документов;
  9. оформление и назначение содержания.

Особенности

  1. Альтернативные способы оформления заявления на получение государственного содержания являются бесплатными;
  2. Период рассмотрения обращения о назначении пенсии составляет 10 дней;
  3. Граждане, на которых распространялось более раннее пенсионное законодательство, предусматривающее накопительную часть, вправе распорядиться ею по следующему выбору:
  • Получить в виде единовременной выплаты (есть ограничения: если размеры таковой не превышают 5% от суммарной величины пенсии);
  • Распределить на весь период предоставления содержания (длительность предоставления пенсии будет определена ориентировочно);
  • Сформировать надбавку на следующие 10 лет (направление именуется «срочные выплаты»).
Ваша оценка данной статье:
Другие статьи по теме
Как получить накопительную пенсию умершего? Как получить накопительную пенсию умершего?
Доплата к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет Доплата к пенсии за работу в сельском хозяйстве более 30 лет
Увольнение в связи с выходом на пенсию Увольнение в связи с выходом на пенсию
Обсуждение
нет комментариев
Оставить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *