Единовременная выплата детям войны или ежемесячная финансовая поддержка принята лишь в нескольких регионах страны. Поскольку финансирование осуществляется только из местных бюджетов, суммы поощрений не отличаются большим размером. Однако помимо надбавок дети войны могут претендовать и на дополнительные льготы, объем которых установлен в соответствующем локальном акте субъекта.
Законодательные аспекты
Граждане России все чаще задаются вопросом: будет ли выплата детям войны в 2021 году? Это обусловлено тем, что одноименный проект, разрабатываемый еще в 2016 году так и не принят на федеральном уровне до настоящего времени. Однако, как указывают законодатели, инициатива будет реализована в 2018 году.
Стоит заметить, что льготы детям войны в 2021 году предоставляются в некоторых регионах страны в соответствии с действующими на конкретной территории локальными нормативными актами и подразумевают преференции по таким направлениям, как:
- Здравоохранение;
- Налоги;
- ЖКХ.
Итоговый объем льгот зависит от субъекта РФ (при условии, что там принят соответствующий акт) и может быть дополнен иными видами послаблений, дотаций и субсидий, например:
- Дополнительные выплаты;
- Бесплатное протезирование;
- Бесплатный проезд или частичная компенсация транспортных расходов на железнодорожном или авиа транспорте.
Кто попадает под статус
Региональные власти стараются поддержать граждан, чье детство проходило в период военных действий, поскольку им пришлось пережить голод, физические и психологические страдания, выполнять трудовую деятельность в тылу с малых лет. Они наряду с взрослым населением помогли одержать победу над фашизмом и участвовали в создании всех благ, которые имеются на сегодняшний день.
Детьми войны считаются лица, отвечающие каждому из следующих критериев:
- Рожденные в период с 22.06.1928 по 03.09.1945гг.;
- Постоянно проживавшие на территории СССР в период военных действий;
Претендовать на получение статуса не вправе лица, находившиеся в местах лишения свободы в вышеуказанный отрезок времени.
Льготные условия для детей войны действуют только в 18 субъектах, которые выделяют необходимые объемы средств из местного бюджета. Остальные регионы готовы обеспечить мерами поддержки лишь в случае признания:
- Инвалидом ВОВ;
- Участником, вдовой, членом семьи погибших в ВОВ.
Условия проекта
На рассмотрении Госдумы находится проект федерального закона «О детях войны», который выступает базисом при разработке нормативных актов регионов, предполагающих льготы детям и подросткам, трудившимся в тылу и не имевшим на тот момент возможности находиться в числе солдат армии. Большинство локальных актов реализуют следующие преференции:
Выплаты
Финансовая помощь лицам, попавшим под категорию детей войны, может носить как постоянный, так и временный характер.
Постоянное денежное содержание выражается в следующих особенностях:
- дополнительной надбавке к пенсии;
- имеет фиксированный размер (от 500 до 1,5 тыс. рублей);
- подлежит периодической индексации в соответствии с установленными показателями инфляции;
Временные выплаты предоставляются периодически, например, ко дню Победы или к другим памятным, праздничным датам.
Коммунальное бремя
Поскольку бремя коммунальных платежей остается достаточно высоким, оно вошло в перечень льгот для детей войны.
Ежемесячно льготные категории граждан вправе рассчитывать на преференции при оплате услуг ресурсоснабжающих организаций, таких как:
- электроэнергия;
- водопотребление/водоотведение;
- отопление;
- содержание жилья и другие услуги управляющей компании.
Ограниченность региональных бюджетов позволяет компенсировать коммунальные расходы лишь в части, поэтому органы власти устанавливают фиксированные суммы субсидии.
Здравоохранение
Дети войны могут претендовать на бесплатную медицинскую помощь в регионе проживания, где действуют соответствующие акты, признающие их льготниками, в том числе:
- обслуживание вне очереди;
- бесплатное протезирование зубов;
- предоставление медикаментов на безвозмездной основе (по рецепту лечащего врача и при обращении в специализированный аптечный пункт);
- предоставление бесплатных путевок на санаторное лечение;
Иные льготы
В объеме преференций действуют дополнительные льготы, в частности:
- пользование муниципальным общественным транспортом на безвозмездной основе (за исключение частных компаний-перевозчиков) по специальному удостоверению, справке или проездному, выданному гражданину уполномоченным органом;
- установка стационарного телефона вне очереди, в том числе и:
- предоставление номера;
- льготный тариф обслуживания абонента;
- компенсация ритуальных услуг родственникам умерших членов семьи, признанных детьми войны;
- социальная поддержка на дому;
- внеочередная запись в дома-интернаты, учреждения для престарелых граждан.
Алгоритм оформления статуса и привилегий
Если в регионе проживания граждан, попадающих под основания признания детьми войны, приняты акты, предлагающие им льготы и прочие преференции, необходимо соблюсти следующий алгоритм:
- подготовка требуемого объема документов, в том числе:
- паспорт;
- свидетельство о рождении (если основной документ, удостоверяющий личность отсутствует или в нем изменен год рождения претендента);
- справка с места жительства;
- справка с места регистрации (если есть расхождения с вышеуказанным пунктом);
- справка, указывающая на состав семьи;
- реквизиты счета, на который будет поступать денежная поддержка;
- документы на жилье, в котором проживает претендент на статус:
- свидетельство о праве собственности;
- договор социального найма/аренды.
- Обращение в уполномоченный орган – территориальное подразделение соц. защиты;
- Составление заявления и предоставление требуемых бумаг;
- Ознакомление с документами и принятие их к рассмотрению;
- Проверка заявленных требований и вынесение решения;
- Предоставление претенденту справки, подтверждающей статус;
- Получение льгот.
Нюансы
- Перечень документов, требуемый для присвоения статуса, устанавливается каждым регионом индивидуально, поэтому может отличаться от субъекта к субъекту. Власти вправе как расширить его, так и, наоборот, сделать минимальным;
- Справка, выдаваемая детям войны, пока не имеет установленного на федеральном уровне образца, поэтому вид, форма и содержание несколько разнятся в каждом регионе. Однако это не лишает ее юридической силы документа, обеспечивающего все предусмотренные льготы.
- Преференции действую только при соблюдении заявительного порядка;
- Гражданин, попадающий под несколько льготных категорий (например: дети войны и инвалиды ВОВ) может использовать преференцию только по одному из оснований, то есть они не суммируются.
Регионы, принявшие локальные акты о детях войны
- Крым и Севастополь: привилегии действовали еще в то время, когда указанные территории находились в составе Украины. Местные власти готовы обеспечивать детей войны льготами в виде ежемесячных и единовременных выплат, компенсации расходов по ЖКХ, бесплатному протезированию и медицинскому обслуживанию;
- Вологодская и Псковская область: льготы действуют примерно в полном объеме, что и в других регионах, однако выплаты несколько меньше по сравнению с другими субъектами;
- Новосибирская область: региональный бюджет позволяет обеспечить детей войны следующими льготами:
- Надбавка к пенсии;
- Компенсация расходов по счетам ресурсоснабжающих организаций;
- Бесплатная установка стационарного телефона;
- Пользование внутригородским транспортом на льготных условиях;
- Иркутская/Тверская область;
- Амурская область.
Заключение
Дети и подростки, чье детство оказалось трудным и выпало на время войны против фашизма, имеют законодательные привилегии лишь в небольшом количестве регионов, несмотря на то, что также испытывают острую нехватку в государственной поддержке.
Как показывает практика, преференции, предлагаемые детям войны, используются лишь единицами, поскольку большая часть граждан не знают о своих правах, а представители уполномоченных органов бездействуют и не проявляют инициативы по ознакомлению с действующим регламентом по послаблениям.