Компенсация за коммунальные услуги в 2021 году

Компенсация за коммунальные услуги в 2021 году предоставляется гражданам с низким уровнем дохода, чей объем издержек за услуги ресурсоснабжающих организаций превышает лимит в 22% (максимальный показатель по России) или лицам из числа особых льготных категорий, которые определяются как на региональном, так и общефедеральном уровне. Право может действовать только в течение полугода, после чего носитель дотации должен повторно подготовить объемный пакет документов и подтвердить ранее указанные основания.

Кто может получить льготу

Новый 2019 год, как и следовало полагать, стартовал с повышения цен на услуги ресурсоснабжающих организаций, величина которых и без индексации считается для многих россиян неподъемной.

Как и в предшествующие периоды, государство продолжает поддерживать социально незащищенные категории граждан путем предоставления им разного рода льгот, в том числе и по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Согласно уровням нормативного регулирования, возникновение права на субсидирование части затрат по услугам ЖКХ может возникать по основаниям, отраженным как в федеральных документах, так и локальных актах конкретного региона проживания. По общему правилу, претендовать на получение государственной субсидии в виде компенсации коммунальных издержек, могут те граждане, которые уплачивают по указанным счетам львиную долю своего дохода, составляющую не менее 22%. Как указано выше, региональные правовые акты могут устанавливать меньшее процентное соотношение между заработками претендента и суммами платежей за ЖКХ (в некоторых субъектах действует максимальный норматив 10-15%).

Базовая скидка на оплату услуг ресурсоснабжающих организаций, в большинстве случаев, полагается лицам с доходом ниже прожиточного минимума или семьям с большим количеством иждивенцев/нетрудоспособных сожителей. Воспользоваться преференцией можно как собственнику жилых квадратных метров, так и нанимателю недвижимости, но с обязательным выполнением ряда условий:

  • Наличие документов, подтверждающих основания занятия жилого пространства;
  • Подтверждение своевременной уплаты коммунальных платежей и отсутствие долгов по предшествующим начислениям, либо при наличии долгов – соглашение о рассрочке погашения обязательных платежей;
  • Наличие прописки по месту нахождения жилья, на которое оформляется льгота;

Субсидирование части коммунальных издержек государством продолжается не дольше полугода со дня вынесения положительного решения по заявлению претендента. По истечении срока документы подаются повторно. Льгота распространяется на одно жилье и представляет собой компенсацию ранее внесенных платежей. Носитель преференции ежемесячно, как и прежде, вносит плату за ЖКХ услуги, а возврат затрат, превышающих норматив в 22% от величины дохода происходит одним из следующих вариантов:

  1. перевод на лицевой счет ресурсоснабжающей организации, что позволяет уменьшить размер платежей за следующий месяц;
  2. перевод на расчетный банковский счет.

Особые категории льготников

Право получения «коммунальной» льготы может возникать вне зависимости от уровня затрат по счетам снабжающей компании, если гражданин входит в особую группу носителей преференции.

Представителей особой категории льготников отмечает и федеральное, и региональное законодательство. Они наделены возможностью использования субсидии по ЖКХ только за строго ограниченное число квадратных метров. То есть, при наличии жилья, отвечающего установленным лимитам, льготник полностью освобожден от коммунального бремени, но если площадь недвижимости превышает действующие пределы, то за разницу придется заплатить по базовым тарифам.

При определении льготной площади действуют следующие показатели:

  • если заявитель проживает один – не более 33 квадратных метров;
  • если совместно с заявителем проживает еще один человек – не более 42 квадратных метров;
  • если совместно с заявителем проживает 3 и более человек – не более 18 кв. метров на каждого сожителя.

Преференция названного порядка возникает у лиц, имеющих статус:

  1. Ветеран боевых действий;
  2. Участник ВОВ;
  3. Герой РФ или СССР;
  4. Ветеран или герой труда;
  5. Носитель Ордена Славы;
  6. Носитель Ордена Трудовой Славы;
  7. Узники фашистских концлагерей, которые на момент заточения не достигли возраста 18 лет;
  8. Инвалиды 1, 2, 3 группы;
  9. Семьи, воспитывающие детей с инвалидностью;
  10. Лица, ставшие жертвами ядерных испытаний, выбросов радиации на Чернобыльской АЭС, в том числе и ликвидаторы катастрофы;

На региональном уровне претендовать на субсидирование коммунальных платежей согласно установленным лимитам жилплощади могут:

  1. Пенсионеры;
  2. Граждане, признанные малоимущими;
  3. Многодетные семьи;
  4. Родители-одиночки;
  5. Дети, оставшиеся сиротами или пребывающие на попечении у родственников;
  6. Труженики тыла и ветераны труда;
  7. Учителя сельских школ;
  8. Почетные доноры.

Преференции по оплате взносов на капитальный ремонт

Уже несколько лет каждый собственник жилого пространства получает коммунальный счет, в котором значится взнос на капитальный ремонт. Взносы на капитальный ремонт являются таким же обязательным платежом, как водоснабжение, электроэнергия, центральное отопление и закреплен соответствующими нормативно-правовыми документами. Владельцы недвижимости в России не вправе отказаться от указанной обязанности, за исключением ограниченного круга лиц, которые либо полностью освобождаются от внесения платежей за капремонт, либо уплачивают меньшую сумму.

Еще с начала 2018 года в стране был принят нормативный документ, согласно которому определен круг граждан, получающих льготы по капитальному ремонту в следующих объемах:

  • Престарелые граждане в возрасте от 80 лет и более – полное освобождение от бремени;
  • Лица, чей возраст находится в границах 70-80 лет – начисление взносов на капитальный ремонт за вычетом 50% скидки;
  • Ветераны труда – уменьшение «капитальных» сборов на 50%.

Граждане названных категорий получают послабление только при соблюдении заявительного порядка. В отношении граждан возрастом от 70 до 80 лет и ветеранов труда субсидирование осуществляется следующим путем:

  1. Внесение полного объема начисленных платежей за капитальный ремонт;
  2. Проведение перерасчета уполномоченным государственным органом;
  3. Возврат излишне уплаченной суммы на счет льготника.

От чего зависит размер субсидии

Размер предлагаемой «коммунальной» субсидии зависит от ряда объективных факторов, в том числе:

  • Уровень инфляции (ежегодное повышение тарифов ресурсоснабжающими организациями увеличивает величину субсидии);
  • Регион проживания (установление регионом частных лимитов на максимальную величину коммунального бремени, может существенно сказываться на объемах сэкономленного бюджета гражданина). Например, если сумма начислений за ЖКХ составляет 30% от заработка, а в регионе проживания действует показатель 15%, то льготнику будет возвращено обратно 15% от внесенных издержек. Если же на территории проживания применяется общефедеральный лимит – 22%, то слабозащищенный гражданин может рассчитывать лишь на возврат в размере 8%;
  • Стоимость потребляемых ресурсов (в отдаленных регионах, северных территориях или местностях, где ЖКХ организации занимают положение монополистов, стоимость тарифов может быть выше);
  • Категория недвижимости (взносы на капитальный ремонт устанавливаются в зависимости от уровня изношенности и технической оснащенности жилья);
  • Площадь недвижимого объекта;
  • Статус льготного гражданина (например, престарелые граждане старше 80 лет могут получать субсидию по оплате коммунальных платежей и полное освобождение от взносов на капремонт, в то время как многодетные семьи не вправе рассчитывать на вторую из указанных преференций).

Необходимые документы

Процедура оформления субсидии по коммунальным начислениям занимает длительное время, поскольку управомоченному гражданину следует подготовить обширный объем документов согласно следующему перечню:

  1. Паспорт заявителя или иной документ аналогичной юридической силы;
  2. Документы, удостоверяющие личность остальных членов семьи;
  3. Документ, являющийся основанием для отнесения заявителя к числу льготных категорий граждан:
  • Справка о доходах;
  • Выписки, подтверждающие статус матери (отца) — одиночки или свидетельство о смерти, безвестной пропаже второго родителя ребенка;
  • Документ о призвании к награде или утверждении особой заслуги;
  • Справка чернобыльца;
  • Удостоверение пенсионера;
  • Справка с места работы в сельской местности;
  • Акт признания инвалидом;
  • Свидетельство о рождении детей (трех и более);
  • Документ, подтверждающий статус сироты;
  1. Правоустанавливающие документы на занимаемую жилую недвижимость:
  • Собственник: свидетельство, выписка из ЕГРП, технический/кадастровый паспорт;
  • Наниматель: договор соц. найма;
  1. Справка с указанием состава семьи;
  2. Заявление установленного образца;
  3. Платежные документы, свидетельствующие о своевременном исполнении коммунальной обязанности и отсутствии долгов;
  4. Договор рассрочки задолженности (если таковая возникла);
  5. Номер расчетного счета для перевода излишне уплаченной суммы;
  6. Справка, подтверждающая родственные узы с каждым сожителем;
  7. Справка о сумме заработков других членов семьи или документы, объясняющие законные основания признания сожителя нетрудоспособным/иждивенцем;
  8. Копия трудовой книжки нетрудоспособного члена семьи;

Алгоритм расчета субсидии

Субсидия по коммунальному бремени рассчитывается по несложному алгоритму:

  • Определение состава семьи заявителя;
  • Выяснение количества нетрудоспособных сожителей или пребывающих на иждивении у заявителя;
  • Определение совокупного дохода трудоспособных членов семьи складывающегося из:
  1. Заработной платы;
  2. Вознаграждений по гражданско-правовым договорам;
  3. Авторских гонораров;
  4. Доходов от инвестиционной деятельности;
  5. Доходов от предпринимательства;
  6. Социальных выплат;
  7. Алиментного содержания;
  8. Доходов от сдачи имущества в аренду;
  • Сопоставление объема ЖКХ затрат к величине дохода семьи: если сумма издержек превышает 22% (федеральный максимум), то назначается возврат.

Порядок оформления льготы

  1. Ознакомление с нормативными документами региона на предмет действующей льготной ставки;
  2. Определение оснований отнесения к числу «коммунальных» льготников;
  3. Подготовка требуемого пакета документов;
  4. Определение компетентного органа:
  • Отдел соц. защиты по месту постоянного проживания гражданина;
  • МФЦ (допускается обратиться в ближайшее отделение, вне зависимости от места прописки);
  1. Подача заявления;
  2. Проверка подлинности и законности оснований;
  3. Вынесение решения (не более чем через 10 дней);
  4. Назначение субсидии на срок до 6 месяцев.

Гражданин, воспользовавшийся льготой, имеет право повторно обратиться в государственный орган после истечения полугодового срока действия коммунальной преференции, однако он должен самостоятельно отслеживать время окончания такой субсидии, поскольку территориальные отделы соц. защиты не исполняют указанной обязанности.

Даже в случае повторного оформления дотации на компенсацию бремени за услуги ресурсоснабжающих организаций вероятность отказа в удовлетворении требования сохраняется, если имеют место быть следующие обстоятельства:

  • Представлен не полный пакет документов;
  • Гражданин более не относится к числу льготников;
  • Копии документов имеют нечитабельный вид;
  • В документах содержатся искаженные или ложные сведения;
  • Заявление подается дважды за один платежный период.

Если за время действия субсидии носитель преференции допустит просрочку ежемесячного коммунального платежа и возникнет задолженность, право на льготу будет аннулировано досрочно.

Related Post