Субсидия на оплату ЖКХ — кому положена?

Субсидия на оплату ЖКХ в 2021 году напрямую зависит от дохода заявителя и величины коммунальных издержек, поскольку для предоставления льготы необходимо, чтобы соотношение между первым и вторым из названных показателей превышало величину в 22%.

На кого ориентирована преференция

Счета за пользование услугами ЖКХ с каждым годом становятся все более неподъемным бременем даже для граждан среднего достатка, а те, кто признан малообеспеченным или находится за чертой бедности, вообще лишены возможности погасить издержки перед ресурсоснабжающими организациями. Поэтому государство предпринимает попытки не допустить превышение коммунальных расходов по отношению к суммарному доходу пользователей благ путем реализации компенсационной программы.

В вопросе предоставления субсидий, в первую очередь, во внимание принимают соотношение издержек по ЖКХ к общему доходу всех членов семьи, поскольку на законодательном уровне установлен норматив в 22%. Если семья тратит на оплату потребленных ресурсов порядка 1/5 всего дохода, то рассчитывать не предоставление субсидии не следует.

Указанный норматив действует на территории России, как максимальный показатель, поэтому локальные нормативные акты региона вправе изменять ставку в меньшую сторону. Так, например, некоторые субъекты страны предоставляют льготы на оплату ЖКХ тем гражданам, кто тратит на коммунальные услуги до 10%.

При определении круга льготных категорий граждан исследуются следующие факторы:

  • Уровень заработка (по всем источникам доходов);
  • Доля затрат по коммунальному бремени;
  • «Коммунальный» лимит, действующий в регионе проживания;
  • Региональный норматив жилплощади (полная компенсация затрат производится только в случае, если площадь недвижимого объекта не больше нормы проживания на каждого человека, иначе получить возврат за издержки ЖКХ получится только в части).

Нюансы

  1. По общему правилу, рассчитывать на льготу за ЖКХ могут граждане, имеющие российское гражданство. Нерезиденты страны вправе оформить преференцию только при наличии соответствующего международного соглашения между РФ и страной подданства претендента (в настоящее время таким правом обладают представители Беларуси и Киргизии);
  2. Оформление субсидии происходит только при отсутствии задолженности по коммунальным платежам за предшествующие периоды и сохраняется в случае своевременного внесения платежей впоследствии. В частном порядке граждане правомочны получить льготы после подписания соглашения о погашении возникшей задолженности в обусловленный период;
  3. Льгота по коммунальным издержкам не привязана к триаде прав на недвижимый объект, поэтому воспользоваться преференцией могут:
  • Титульный собственник;
  • Члены жилищного кооператива;
  • Наниматель (арендатор) жилплощади;
  • Член семьи собственника помещения или арендатора, если основной правообладатель или титульный владелец выбыл по причине:
  1. Назначение принудительного лечения;
  2. Призыв в ВС РФ;
  3. Пребывание в местах заключения;
  4. Признание безвестно отсутствующим;
  5. Признание умершим;
  • В зависимости от принадлежности к определенной льготной категории, величина компенсации затрат на оплату ЖКХ может достигать:
  1. 30%;
  2. 50%;
  3. 100%.

Особая категория льготников

Закон выделяет категорию льготников, которые получают компенсацию издержек за потребление ресурсов по особому порядку, к таковым относятся:

  1. Ветераны труда;
  2. Дети-сироты;
  3. Многодетные семьи;
  4. Ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, «Маяк»;
  5. Лица, получившие сильную дозу облучения или пребывавшие в зоне отчуждения по независящим от них причинам;
  6. Инвалиды;
  7. Участники ВОВ;
  8. Блокадники;
  9. Члены семьи погибших граждан, участвовавших в ВОВ и блокаде Ленинграда;
  10. Военные пенсионеры;
  11. Репрессированные и впоследствии реабилитированные граждане.

Порядок определения права на льготу и ее оформление

Чтобы оформить льготу необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Определение состава семьи;
  1. по общему правилу, к таковым относятся собственник или наниматель жилплощади, его супруг (супруга) и дети, в том числе и усыновленные;
  2. при исключительных основаниях, перечисленных в ст. 31, 69 ЖК РФ, членами семьи могут быть признаны и иные лица или сожители;
  • определение суммарного дохода:
  1. во внимание принимаются заработки за предшествующий полугодовой период до дня подачи заявления на преференцию;
  2. вне зависимости от того, проживают ли члены семьи совместно с управомоченным лицом, их доходы будут приняты к учету при определении права на льготу;
  • ознакомление с нормативным регламентом, действующим в регионе:
  1. нормы проживания;
  2. лимит затрат на ЖКХ в соотношении с заработком граждан;
  • подготовка требуемых документов;
  • обращение в компетентный орган:
  1. администрация города, поселения;
  2. структурное подразделение Министерства обороны (для военнослужащих);
  3. МФЦ;
  4. Официальный портал «Госуслуги»;
  5. Центр жилищных субсидий;
  6. Органы соц. защиты;
  • оформление заявки и ожидание периода ее рассмотрения (не более 2-ух рабочих недель);
  • уведомление о вынесенном решении и назначение субсидии:
  1. с начала месяца, в котором было зарегистрировано обращение – если документы были представлены на рассмотрение комиссии до 15-го числа;
  2. с начала следующего месяца – если документы представлены на проверку после 15-го числа прошлого месяца.
  • Ежемесячная оплата коммунального бремени;
  • Предоставление квитанций об оплате или другой отчетности;
  • Получение возврата за понесенные издержки в соответствии с установленным процентом.

Необходимые документы

  1. Документ, удостоверяющий личность заявителя;
  2. Заявление установленного образца;
  3. СНИЛС;
  4. Документы, подтверждающие права на жилплощадь:
  • Свидетельство о праве собственности;
  • Выписка из ЕГРП;
  • Договор найма (аренды);
  1. Выписка о состоянии лицевых счетов или справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  2. Справка, подтверждающая доходы всех членов семьи за последние полгода до дня обращения;
  3. Документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на «коммунальную» преференцию:
  • Справка чернобыльца;
  • Свидетельство о рождении (усыновлении) детей и присвоении семье статуса многодетной;
  • Справка о признании сиротой;
  • Акт МСЭ, подтверждающий наличие инвалидности;
  • Программа реабилитации инвалида;
  • Удостоверение ветерана труда;
  • Справка, подтверждающая наличие кровных уз с погибшим гражданином-участником ВОВ, блокады;
  1. Расчетный счет претендента (для последующего перечисления компенсации);
  2. Справка, подтверждающая численность семьи;
  3. Документ, подтверждающий отсутствие заработка у одного из членов семьи:
  • Трудовая книжка;
  • Справка из ЦЗН о постановке на учет и признании безработным;
  1. Справка об отсутствии (не назначении) социальных выплат:
  • Стипендии;
  • Социальной пенсии;
  1. Квитанция об оплате текущих счетов за потребление ресурсов.

Дополнительные документы:

  1. Документы, подтверждающие законность пребывания в границах российского государства (если заявитель – иностранный гражданин);
  2. Судебный вердикт о признании лица членом семьи титульного владельца, нанимателя жилплощади;
  3. Документы, подтверждающие причины выбытия основного правообладателя с недвижимого объекта:
  • Призыв в армию;
  • Судебный вердикт о признании умершим, пропавшим без вести;
  • Судебное решение о назначении меры наказания в виде реального срока и заключение в места лишения свободы;
  1. Документы, указывающие на факт сожительства заявителя (члена семьи) с основным правообладателем (титульным владельцем или арендатором) до момента выбытия последнего с обусловленной жилплощади.

Заключение

Предоставление льготы на оплату коммунальных расходов возможно только в случае документального обоснования статуса нуждающегося или превышения установленного законом соотношения расходов по ЖКХ над доходами всех членов семьи.

При оформлении преференции сотрудники компетентного органа всегда обращаются к действующим на территории проживания заявителя нормативным актам, в которых отражен максимально допустимый «коммунальный» процент. На федеральном уровне обусловленный показатель не должен превышать величины в 22%, однако власти субъектов, по собственной инициативе, вправе изменять указанный предел в меньшую сторону.

Related Post