Пенсионное удостоверение в 2024 году имеет новый вид и представляет собой обычную бумажную справку. Новый образец документа сохраняет прежние социальные гарантии и не сопряжен с длительным ожиданием его изготовления.
Пенсионное удостоверение: суть документа
Пенсионное удостоверение представляет собой небольшой документ, имеющий красную гербовую обложку и выступающий основанием для назначения или подтверждения права на пенсионные выплаты.
Особенности документа:
- Не признается документом, способным удостоверить личность, наравне с паспортом;
- Имеет защитные (водные) знаки;
- Среди представленных в документе данных имеются указания на:
- Орган, уполномоченный выдавать удостоверение;
- Порядковый номер документа;
- ФИО носителя;
- Дату рождения;
- Вид назначенной пенсии;
- Размер материального обеспечения;
- Период пользования правомочием;
- Дату формирования документа компетентным органом;
- В обязательном порядке имеет личную фотографию носителя документа;
- Для некоторых категорий граждан действует пенсионное удостоверение, отличное от общеустановленной формы (сотрудники правоохранительных органов, государственные служащие при Министерстве обороны и прочие).
Указанное удостоверение может потребоваться при получении:
- Льгот;
- Налоговых вычетов;
- Пенсионных выплат;
- Субсидий.
Как изменился документ к 2018 году
С момента принятия нового нормативного акта, касающегося порядка расчета пенсии, законодательная инициатива решила ввести новеллу и в отношении пенсионного удостоверения – отменить ранее существовавшую форму.
С 2018 года пенсионеры больше не получают одноименное удостоверение, поскольку роль такого документа признана незначительной, а его формирование влекло существенные материальные затраты из казны государства и отнимало много времени.
Теперь граждане-пенсионеры получают иной документ, приравненный по силе к пенсионному удостоверению – специальную бумажную справку.
Справка пенсионера имеет следующие особенности:
- Сохраняет те же юридические гарантии, что и ранее действовавшее удостоверение;
- На изготовление документа уходит минимум времени – около 2-х дней;
- Выглядит, как лист бумаги А4;
- Указывает на:
- Внебюджетный фонд, выдавший документ;
- ФИО и дату рождения носителя документа;
- СНИЛС;
- Вид назначенной пенсии;
- Сроки и размеры государственного содержания.
Выдача справки, вместо ранее действовавшего пенсионного удостоверения, осуществляется только со дня вступления в силу пенсионной новеллы, поэтому:
- правило касается только тех лиц, у которых право на пенсию возникло с 2015 года;
- пенсионеры, имеющие удостоверение прежнего вида, продолжают им пользоваться на тех же условиях;
- утраченный или испорченный документ старого образца будет восстановлен в виде справки.
Орган, уполномоченный выдавать удостоверение пенсионера
Получить пенсионное удостоверение по старости, а точнее – справку, можно в отделении уполномоченного внебюджетного фонда, коим выступает ПФР.
Для этого потребуется следовать нижеуказанному алгоритму:
- возникновение оснований для получения справки, подтверждающей пенсию:
- достижение возрастного порога;
- утрата, порча прежде действовавшего удостоверения;
- определение территориально подведомственного подразделения ПФР (по месту жительства пенсионера);
- сбор требуемых документов;
- явка в учреждение;
- заполнение анкеты (заявления) по установленному образцу;
- регистрация обращения и проверка полноты представленных данных;
- ожидание времени формирования справки пенсионера;
- повторная явка за получением документа.
Уполномоченный гражданин может подать заявление на получение пенсионной справки одним из следующих способов:
- традиционным – личная явка в орган;
- через МФЦ:
- учреждение работает по экстерриториальному принципу, поэтому обратиться можно в ближайшее отделение (без привязки к месту жительства, прописке);
- сотрудники МФЦ проверят предъявленный пакет документов и самостоятельно передадут его по подведомственности;
- готовый документ необходимо забрать также в МФЦ;
- через Госуслуги:
- для авторизации аккаунта потребуется пройти подтверждение личности;
- сайт располагает формами бланков, необходимыми к заполнению;
- после отправки документа последует звонок от ПФР с уведомлением о дате явки и времени работы учреждения;
- через личный кабинет на официальном портале внебюджетного фонда:
- предварительно необходимо зарегистрироваться;
- доступна электронная запись на прием (если гражданин хочет обратиться традиционным способом, но без очереди);
- имеется понятная форма заполнения требуемых данных.
Необходимый пакет бумаг
Чтобы уполномоченное лицо могло получить пенсионное удостоверение (справку), необходимо собрать следующий пакет документов:
- заявление по установленной форме (бланк можно получить у сотрудника фонда);
- паспорт или приравненный к нему документ;
- личная фотография (формат 3*4);
- трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовую деятельность;
- СНИЛС;
- Свидетельство, подтверждающее официальный брачный союз (при наличии такового);
- Свидетельство о рождении детей или их паспорта;
- Справка, указывающая на размер заработка;
- Расчетный счет, на который будет перечисляться обеспечение (с 2015 года государственное содержание бюджетников в безналичной форме перечисляется только на счет карты МИР).
Дополнительно могут истребовать:
- Документ об образовании или справку с места учебы;
- Справку о составе семьи;
- Сведения о размере дохода нетрудоспособных иждивенцев;
- Акты и справки, подтверждающие инвалидность;
- Справки об участии в боевых действиях;
- Документы, подтверждающие осуществление трудовой функции в период существования СССР и постсоветский период.