Предоставление земельных участков многодетным семьям

Выдача земельного участка многодетным семьям является альтернативным вариантом улучшения жилищных условий. Для реализации этого права недостаточно подтвердить наличие в семье трех и более несовершеннолетних граждан, так как нормативные акты предусматривают и иные условия для претендентов на землю. В этой статье разберем, как происходит предоставление земельных участков многодетным семьям, и какие условия нужно соблюсти для реализации этой льготы.

Условия предоставления земли

Среди наиболее важных потребностей многодетной семьи особую актуальность имеет улучшение жилищных условий. Чтобы расширить жилплощадь с учетом всех несовершеннолетних детей, граждане могут приобретать недвижимость за счет собственных или кредитных средств, вставать в очередь на выделение муниципальной квартиры, либо возводить частный дом.

Так как государственные и муниципальные власти не в состоянии обеспечить всех нуждающихся граждан жилыми помещениями, на законодательном уровне предусмотрены альтернативные способы решения этой проблемы. Многодетная семья может получить землю для строго определенной цели — возведение индивидуального дома. После завершения строительства земля будет безвозмездно переоформлена в собственность всех членов семьи.

Чтобы на законном основании воспользоваться льготой, нужно подтвердить соответствие следующим условиям:

  1. наличие зарегистрированных брачных отношений в семье (исключение составляют случаи, когда у отца или матери одиночки есть трое родных или усыновленных детей);
  2. наличие в семье не менее трех детей в возрасте до 18 лет – в этот перечень включаются и дети, проходящие обучение в образовательных заведениях до наступления возраста 23 лет;
  3. нахождение в муниципальной очереди на улучшение жилищных условий;
  4. подтвержденный факт проживания в местности, где выделяется участок, на протяжении не менее пяти лет;
  5. отсутствие в собственности других земельных участков в любом регионе страны.

Указанные условия будут подтверждаться документально, при обращении с заявлением в муниципалитет.

Нужно учитывать, что для постановки в муниципальную очередь и ежегодного подтверждения очередности гражданам нужно выполнить еще несколько обязательных условий. Прежде всего, это касается подтверждения факта необеспеченности жильем по учетной норме. Для этого запрашиваются данные обо всех объектах недвижимости, принадлежащих гражданам на праве собственности. Эту информацию предоставляет служба Росреестра по запросам граждан или муниципальных органов.

Также для постановки в очередь подтверждается статус нуждаемости граждан. Для соблюдения этого условия рассчитывается среднедушевой доход на каждого члена семьи – он должен быть ниже прожиточного минимума по региону. Показатели прожиточного минимума утверждаются региональными властями и ежегодно увеличиваются.

Статус многодетной семьи приобретается по факту появления в семье третьего несовершеннолетнего ребенка в результате рождения или усыновления. При обращении в отдел соцзащиты гражданам будет выдана справка о присвоении указанного статуса, однако для выделения земли достаточно представить свидетельства о рождении на всех детей. Для распределения земельных участков необходимо наличие в семье трех детей в возрасте до 18 лет, либо студентов до 23 лет. После достижения указанного возраста хотя бы одним из трех детей право на льготу утрачивается.

Как подать документы

Заявление о выделении земли многодетным семьям подается в муниципалитет по месту жительства. Обратиться с заявлением может любой из родителей, а в содержании заявления указываются следующие пункты:

  • наименование органа власти;
  • сведения о заявителе;
  • полный состав семьи, с указанием даты рождения несовершеннолетних детей;
  • сведения о сроке проживания в данном населенном пункте или местности;
  • информация о состоянии в муниципальной очереди на выделение жилья;
  • подтверждение факта отсутствия жилья или другого земельного участка, не позволяющего воспользоваться льготой;
  • дата оформления документа и личная подпись заявителя.

Указанное заявление можно подать не только лично, но и через представителя. Для этого нужно оформить через нотариальную контору доверенность, которая прикладывается к заявлению.

Точный состав документов, который подается вместе с заявлением, определяется региональными или муниципальными актами. Уточнить эти моменты можно при обращении в муниципальный орган, либо на официальных сайтах. В стандартный комплект документов будут входить:

  1. заявление о выделении земли;
  2. свидетельство о браке;
  3. свидетельства о рождении и/или паспорта на каждого ребенка;
  4. справка о прохождении ребенком образовательной         программы в учебном заведении;
  5. документ, подтверждающий постановку в муниципальную очередь на жилье (эта выписка может быть предоставлена в рамках межведомственного обмена);
  6. справка из миграционной службы МВД с подтверждением срока регистрации по месту жительства.

Заявление подлежит регистрации, а на проверку представленных сведений закон дает не более 30 дней. О вынесенном решении граждане будут уведомлены в письменной форме.

Нужно учитывать, что даже положительное решение по заявлению не гарантирует, что многодетная семья сразу получит участок для возведения дома.

В отдельных населенных пунктах и местностях могут отсутствовать участки, соответствующие нормативным правилам для предоставления гражданам. Если территория не имеет инфраструктуры, либо не обеспечена иными социально-бытовыми условиями, выделение участка запрещено. Поэтому отдельные регионы могут предусматривать следующие варианты решения проблемы:

  • вести очередь многодетных семей – выделение участков будет проходить в соответствии с датой подачи заявления;
  • предусматривать выделение квартиры вместо предоставления земли;
  • выдавать гражданам денежную компенсацию.

Если на территории муниципалитета имеются свободные участки, на основании поданных заявлений будет проходить процедура их выделения гражданам.

Как выделяется земля

Участки для многодетных семей не сразу предоставляются в собственность. На весь период возведения частного дома земля будет передана на условиях аренды. Так как многодетные семьи относятся к льготным категориям граждан, размер арендных платежей будет минимальным, либо органы власти компенсируют эти выплаты по итогам календарного года.

Для выделения земли применяются следующие правила:

  • минимальные и максимальные размеры участков определяются в нормативных актах (как правило, площадь участка не будет превышать 15 соток);
  • подробные условия землепользования будут указаны в договоре аренды, а видом разрешенного использования может являться только ИЖС (граждане могут вести на указанных землях личное подсобное хозяйство, возводить подсобные сооружения и т.д.);
  • приступить к строительству нужно не позднее трех лет после выделения участка – если это правило будет нарушено, договор может быть расторгнут муниципалитетом в одностороннем порядке.

Так как договор аренды заключается на срок свыше одного года, он подлежит регистрации в Росреестре. Для этого арендатор представляет в Росреестр или МФЦ заявление о регистрации, оригинал договора, межевой план на землю, а также платежное поручение об оплате пошлины на сумму 2000 руб. В подтверждение факта регистрации заявителю будет выдана выписка ЕГРН.

Категория и вид разрешенного пользования земельным участком (ИЖС) не могут быть изменены. Если устанавливается факт использования земли под иные цели (например, для размещения промышленных объектов), договор аренды будет прекращен в судебном порядке.

После выделения земли, многодетная семья снимается с очереди, в том числе на получение жилья от муниципалитета. Строительство дома может вестись собственными силами, либо с привлечением подрядных организаций. После ввода дома в эксплуатацию можно переоформить участок в общую долевую собственность семьи. Эта процедура проходит по следующим правилам:

  1. оформляется акт приемочной комиссии, либо регистрируется право собственности на возведенный дом;
  2. через кадастрового инженера оформляется межевой план с отражением границ участка, а также местоположением дома и иных построек;
  3. издается распорядительный акт местных властей о передаче земли в собственность граждан;
  4. члены семьи подают документы в службу Росреестра или МФЦ, где будет проведена процедура кадастрового учета и регистрации прав;
  5. в подтверждении права собственности выдается выписка ЕГРН – в ней будут указаны доли каждого члена семьи.

Закон позволяет одновременно регистрировать права на индивидуальный дом и участок – это существенно ускорит процедуру получения правоустанавливающих документов. После получения выписки ЕГРН, семья сможет распоряжаться участком и жилым строением по собственному усмотрению, в том числе продать третьим лицам. Так как несовершеннолетние дети будут входить в состав собственников, для последующей продажи потребуется согласие местного отдела опеки.

Повторно получить участок земли многодетная семья не сможет, так как указанная программа носит разовый характер. При возведении дома можно воспользоваться дополнительными льготами – направлением средств маткапитала на строительство, частичным софинансированием процентов по кредиту, возврат части НДФЛ в рамках имущественных вычетов.

Related Post