Пенсия муниципальным служащим в 2024 году подверглась внесению ряда корректировок, которые повлекли недовольство как со стороны государственных служащих, так и рядовых граждан. Бытует мнение, что вступившие в силу поправки по пенсионному обеспечению представителей муниципалитета затронут в будущем и остальных претендентов на пенсию. Ужесточение условий для выхода на заслуженный отдых никак не компенсируется обещанной индексацией выплат.
Пенсия мунслужащим: законодательные особенности
Круг лиц, являющихся муниципальными служащими, составляют граждане РФ, достигшие возраста полной дееспособности (18 лет) и выполняющие должностные обязанности, предусмотренные муниципальной службой за определенное вознаграждение.
По общему правилу, муниципальная служба приравнивается к государственной службе.
При исчислении пенсии для указанной категории граждан действуют следующие особенности:
- Установлены лимиты на размер материального обеспечения:
- Размер пенсии не может быть более 75% от оклада;
- Должностное лицо будет обеспечено минимальным размером пенсии, кратным 45% от оклада;
- При определении размеров пенсии основными показателями выступают:
- Общий период выполнения трудовой функции;
- Размер заработка (оклад);
- Минимальный период трудового стажа – 16 лет (по состоянию на текущий год);
- Дополнительный год стажа (после достижения возрастного ценза, предполагающего выход на пенсию) увеличивает лимиты по размеру пенсии на 3%.
В Правительстве часто поднимался вопрос о повышении пенсионного возраста для муниципальных служащих и увеличении минимального трудового стажа, который решили реализовать на практике.
Последние изменения
В прошлом году вступила в действие реформа, направленная на повышение пенсионного возраста для лиц, находящихся на государственной (муниципальной) службе. Последние новости в этой сфере указывают на следующие изменения:
- Лица мужского пола могут заявить о выходе на пенсию после исполнения 61 года;
- Женщины вправе заявить о статусе пенсионера при достижении 56 лет.
Согласно законодательному регламенту повышение пенсионного возраста мунслужащих будет проводиться ежегодно вплоть до предельных показателей возрастного ценза в 63 и 65 лет для женщин и мужчин соответственно.
Также для указанных категорий граждан предусмотрен увеличенный показатель минимального периода несения службы (трудового стажа), который равен 16 годам. Каждый год норматив повышается на полгода (увеличение продлится до отметки в 20 лет).
С 2018 года предельный возраст нахождения на службе увеличен до:
- 70 лет – для высшего руководства;
- 65 – для служащих рядового звена.
Изменения не коснулись алгоритма расчета пенсии, он остается прежним – с привязкой к окладу и стажу. Однако, как и прежде выплаты увеличатся на показатель инфляции, который составил 4%.
Вышеописанные изменения затронут лишь тех, кто получает муниципальную пенсию за выслугу лет и никак не отразятся на служащих, оформивших страховую пенсию. Реформа призвана сэкономить бюджет на сумму, равную почти 500 млн. рублей (около 1 млн. муниципальных служащих).
Нынешние реалии и недовольства
Пенсионная система России по сей день остается в шатком положении и требует глобальных перемен. Уязвимы следующие стороны:
- ПФР констатирует наличие дефицита и указывает на необходимость финансовой поддержки со стороны государства;
- Усматривается сокращение доходов пенсионеров, которое негативно влияет на уровень их жизни (ранее высокая стоимость барреля нефти обеспечивала финансирование социальной сферы, а после наступления кризиса, уменьшения экспортных доходов, введения международных санкций проявилась диспропорция);
- Для обеспечения баланса аккумулированных пенсионных резервов и устранения разрыва между «дебетом и кредитом» необходимо развитие и изменение пенсионной модели;
- Сегодняшний дефицит бюджета ПФР покрывается за счет средств из объемов накопительной части пенсии (что может в последующем привести к срыву модели социального обеспечения);
- Как указывают аналитики, изменения в порядке назначения пенсии для муниципальных служащих являются тестовыми, чтобы в последующем применить их в масштабе всей страны, в том числе и на рядовых граждан.
Существующее недовольство по вопросу пенсии муниципальных служащих заключается в таких аспектах, как:
- По статистическим данным средняя продолжительность жизни российских граждан остается в рамках одного показателя, в то время, как пенсионный возраст увеличивается несоразмерными темпами;
- Увеличение предельного возраста пребывания на государственной (муниципальной) службе указывает на развитие геронтократии под прикрытием сохранения ценных кадров. Именно «власть старейших» вызывает статику мышления, не позволяет выстраивать гибкую систему и привносить глобальные перемены, о которых давно говорят.